Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 26 октября 2014 г.

Выпускное сочинение "Чем люди живы"


Тема моего сочинения заимствована в названии одноименного рассказа Л.Н.Толстого. Через все произведение великого гуманиста проходят мысли о том, что люди живы не заботой о себе, а «одною любовью. Кто в любви, тот в боге и бог в нем, потому что бог и есть любовь». Что имел в виду автор, повторяя эту фразу? Думаю, не только о любви к Богу, к Родине, к семье своей размышлял Л.Н.Толстой, но и о любви мужчины к женщине…
 Яркие примеры истинной любви нарисовали в своих произведениях русские классики. Вспомним отчаянную Катерину Кабанову, замужнюю женщину, посмевшую полюбить,  Андрея Болконского и Пьера Безухова, боготворивших Наташу Ростову, маленького чиновника Желткова, как клятву, произносящего гимн любимой женщине: «Да святится имя твое!»
Любит и герой И.Тургенева, мятежный Базаров, который до встречи с А.С.Одинцовой цинично рассуждал, что любви вообще не существует, женщин за равных не принимал, считал, что свободно мыслят между ними только уроды. И вот встреча с Анной Сергеевной, к которой он тоже поначалу присматривается как  к какому-то разряду млекопитающих. Но это все слова! С первой минуты, отметив ее удивительные плечи и то, что на остальных баб не похожа, нигилист ощутил неординарность этой женщины. Встретившись с ней в гостинице, Базаров смущается, конфузится, за что досадует на себя, что "бабы испугался!" В течение дня он не раз удивлял Аркадия многословием, так не свойственным ему, темой избранного разговора, тем, что он явно старался занять свою собеседницу… Все говорило о том, что Базаров очарован провинциальной помещицей. Грубовато звучит его оценка этой женщины – «первый сорт», но в ней слышится откровенное восхищение.
Я люблю читать и перечитывать главу, в которой И.С.Тургенев описывает, как зарождается большая настоящая любовь Базарова. Он, ничего и никого не боявшийся, робеет в гостиной дома Одинцовой, подсмеивается над собой, что  смирненьким стал, старается чаще находиться подле нее, поражается тому, как много хочет знать эта «баба с мозгом». В гостях у Одинцовой Базаров постоянно раздражается, ворчит по поводу размеренной торжественной правильности ежедневной жизни. Возмущаясь против жизни по расписанию, которая как по рельсам катится, он еще не осознавал, что у его недовольства другая причина. Раздражала героя тревога, появившаяся в душе, которая «его мучила и бесила». Как только он вспоминал Одинцову, кровь его загоралась.Но Базаров, человек сильный, легко сладил бы со своей кровью. Раздражение появлялось оттого, что, оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Влюбленного романтика! Чего только не делает Базаров, чтобы подавить любовь к этой женщине: ходит большими шагами по лесу, ломает ветки, бранится вполголоса, забирается на сеновал, упрямо закрывая глаза, заставляет себя заснуть… Но сквозь закрытые веки видит ее, ощущает, как эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи… А как искренен наш герой в минуты объяснения с Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» Вот она, любовь, без которой не может жить человек! Любовь, подаренная атеисту Богом! 

(465слов)



Выпускное сочинение "Кто учит человека видеть красоту природы?"


Природа: деревья, цветы, речка, горы, птицы. Это все, что окружает человека каждый день. Привычное и даже надоевшее… Чем тут восхищаться? Чем восторгаться? Так думает человек, которого с детства не научили замечать красоту капельки росы на лепестках розы, восторгаться прелестью только что распустившейся белоствольной березки, слушать в тихий вечер разговор набегающих на берег волн. А кто должен научить? Наверное, отец или мать, бабушка или дедушка, тот, кто сам всегда  «был в плену у этой красоты». 
 У писателя В.Крупина есть замечательный рассказ с интригующим названием «Сбрось мешок». Он о том, как отец учил «слепую» к красоте природы дочь подмечать прекрасное. Однажды после дождя, когда они грузили баржу картошкой, отец вдруг сказал: «Варя, посмотри, какая красота». А у дочки на плечах тяжеленный мешок: как посмотришь? Фраза отца, положенная в заглавие рассказа, кажется мне своеобразной метафорой. После того, как Варя сбросит «мешок слепоты», перед ней откроется прекрасная картина неба после дождя. Огромная радуга, а над ней, как под дугой, солнце! Отец же нашел и образные слова, описывающие эту картину, сравнив солнце с конем, запряженным в радугу! В тот момент девушка, познав красоту, «как будто умылась», ей «дышать легче стало». С той поры Варя стала примечать прекрасное в природе и детей своих научила, и внуков, как когда-то переняла это умение у отца. 
А герой рассказа В.Шукшина «Старик, солнце и девушка», старый деревенский дед, учит подмечать прекрасное в природе юную городскую художницу. Именно благодаря старику, та подмечает, что солнце в тот вечер было необыкновенно большим, а речная вода  в его заходящих лучах походила на кровь. Великолепны и горы! В лучах заходящего солнца они словно придвигались к людям. Любуются старик и девушка и тем, как между рекой и горами «тихо угасал сумрак», а от гор надвигалась мягкая тень. Каким же будет изумление художницы, когда она узнает, что прекрасное перед ней открывал слепой человек! Как же надо любить родную землю, как часто приходить на этот бережок, чтобы, уже ослепнув, видеть все это! И не просто видеть, а раскрывать эту красоту людям…
Можно сделать вывод, что нас учат подмечать прекрасное в природе люди, наделенные особым чутьем и особой любовью к родному краю. Они сами подметят и подскажут нам, что стоит только приглядеться к любому растению, к даже  самому простому камню, и ты поймешь, насколько величествен и мудр окружающий мир, насколько он уникален, разнообразен и прекрасен.


(376 слов)

Выпускное сочинение на тему "Почему мы победили"

  1.Вступление
  История человечества насчитывает немало войн.  Но войны, подобной Великой Отечественной, люди не знали никогда. Суровым испытанием стала она для всего русского народа, который  поднялся на борьбу с фашизмом за независимость Родины и выстоял, победил. Что же помогло нашему народу выстоять? Только ли благодаря силе оружия мы разгромили врага? (48 слов)
 2. Собственное рассуждение
    Я думаю, что в ходе войны не все было подвластно грубой и безжалостной силе. На мой взгляд, существовало нечто более могущественное, чем сила оружия, определившее исход войны.  Это «нечто» - нравственное превосходство русских солдат над фашистами.  Несмотря на страшные испытания, выпавшие на долю наших солдат в ходе второй мировой войны, многие из них не ожесточились, не превратились в зверей, а сохранили в себе доброту и человечность, оказались духовно выше и чище гитлеровцев.  Возьмем, например,  отношение к пленным.  Русские солдаты в боях безжалостно уничтожали врага. Но на место жестокости приходят презрение и жалость после того, как враг перестает быть врагом, сложив оружие к ногам победителей. (100 слов)
3. Аргументы
  В литературе мы найдем немало примеров, доказывающих это.  В произведении В.П.Астафьева «Пастух и пастушка» есть такой эпизод. (17 слов) 
    Читаем и анализируем на уроке отрывок из произведения В.Астафьева «Пастух и пастушка» (текст распечатать на каждую парту)
 (1)Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки взвода.
(2)Но не всё ещё перевидел он сегодня.
(3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись.
— (6)Греетесь, живодёры! — глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7)Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо.
— (8)Я вас нагрею! (9)Сейчас, сейчас... — (10)Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата.
(11)Борис кинулся к нему и не успел. (12)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь. (13)Вспугнутым вороньём загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил  куда попало очередями.
— (15)Ложись! — (16)Борис упал на одного из пленных, вдавил его в снег. (17)Патроны в диске кончились. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (19)Пленные бежали из дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (20)Борис вырвал из рук солдата автомат, схватился с ним, оба упали. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.
— (22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех... (24)Всех загнали в церковь. (25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех!.. (29)Всю деревню... (30)Я их тыщу... (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть!..
— (33)Тихо, друг, тихо! — (34)Солдат перестал биться, сел на снегу, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными. (35)Он разжал кулаки, так сильно стиснутые, что от ногтей остались красные вмятины на ладонях, облизал искусанные губы, схватился за голову, уткнулся лицом  в снег и зашёлся в беззвучном плаче.
(36)А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.
(37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (39)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою? (42)Фюрер? (43)Фюреры, они накормят!..
(44)А бойца в маскхалате увели. (45)Брёл он, спотыкаясь, вниз опустив голову, и всё так же затяжно, беззвучно плакал.
(46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.
(48)Врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому: «(49)Не ори! (50)Не дергайся! (51)Ладом сиди! (52)Кому я сказал, ладом!»
(53)И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(54)Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого табака. (55)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, клочков одежды, осколков и пуль. (56)В корыте смешалась и загустела кровь разных людей.                                                                                                   1.Почему солдат начал стрелять по пленным? (Обезумел от горя, потерял всех родных, близких, односельчан)
1.Понятно ли нам, читателям, состояние солдата?
2.Почему Борис закрывает врага своим телом? (Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, русские солдаты не должны убивать пленных)
3.Как относились к пленным русские солдаты? (Русские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь, так как пленные – «тоже люди».)
     Желая отомстить за погибших родных и близких, обезумевший от горя русский солдат   начинает стрелять по пленным немцам. Нам, читателям,  понятно его состояние и мы искренне сочувствуем ему. Но вправе ли он убивать пленных? Ответ на этот вопрос дает главный герой Борис, когда своим телом он закрывает пленного немца и останавливает стрелявшего солдата.
   Не делает различий между своими и чужими военный врач, оказывая одинаковую медицинскую помощь и русским солдатам, и пленным немцам, потому что для него пленные – тоже люди, хотя и бывшие враги. (83 слова) 
  Приведу другой пример. В повести В.Кондратьева «Сашка» главный герой  не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовнее и  чище. (95 слов)
   Герои произведений В.Астафьева и В.Кондратьева не могут не вызывать восхищения и гордости за русского солдата, способного в бесчеловечных условиях войны остаться человеком и победить зло. (25 слов)
Всего в сочинении – 368 слов 



Темы сочинений по направлениям

Темы по направлению «Юбилей М.Ю.Лермонтова»
       «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…».
       Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова.
       «А что такое счастие?» Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
       Я думал: жалкий человек…
       Согласны ли вы с утверждением Печорина: "Один из друзей всегда раб другого..." ?
       Что в имени тебе моём?
       Имя Лермонтова на карте России.
Темы по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»
       Тема любви в произведениях о Великой отечественной войне.
       Дети и война.
       891 день мужества ленинградцев.
       Мемориал – памятник с особым значением.
       «По ком звонит колокол».
       Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
       Значение войн для государства и человека.
       Над какими вопросами заставляет задуматься литература о войне?
       Можно ли оправдать жестокость войны?
       «У войны не женское лицо…»

Темы по направлению "Человек и природа в отечественной и мировой литературе"
1.      «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» ( Иоганн Вольфганг Гёте)
2.       «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» ( Вильгельм Швебель)
3.       «Природа - творец всех творцов» ( Иоганн Вольфганг Гёте)
4.       «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» ( Л.Н.Толстой)
5.       Красота природы
6.       Природа в жизни человека
7.       «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( Антуан де Сент-Экзюпери)
8.       Поэзия родной природы
9.       Роль природы в жизни человека
10.   Благодарная природа и неблагодарный человек
11.   «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» ( Иоганн Готфрид Зейме)
12.   Природа - главный помощник человека
13.   Борьба человека за чистоту окружающего мира
14.   «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская) «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов)

Темы по направлению "Спор поколений: вместе и врозь"
1.      «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
2.       «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
3.       Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
4.       «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
5.       Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
6.       Кто такие дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"?
7.       Смысл названия романа "Отцы и дети"
8.       «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
9.       Дети и детство в русской литературе
10.   Современные проблемы детей
11.   Любовь и дети
12.   Роль семьи в жизни человека
13.   «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
14.   «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).

Темы по направлению "Чем люди живы?"
1.      "...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" (А.П. Чехов).
2.       «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С.Пушкин).
3.       " Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский).
4.       «Поэзия - это форма любви» (М.М. Пришвин).
5.       «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).
6.       «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).
7.       «Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д. С. Лихачёв).
8.       «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский).
9.       «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. Е. Салтыков-Щедрин).
10.   «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак).
11.   «Человек – это…живая загадка» (С. Н. Булгаков).
12.   Нравственные проблемы современных людей.
13.   Проблема лени и безволия.
14.   "Сильные люди всегда просты" (Л.Н. Толстой).
15.   Почему люди держатся за старое? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир"). • «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский). • «Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский).
16.   Современное понимание термина герой нашего времени.
17.   Человек в поисках смысла.
18.   «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев).
19.   «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский).
20.   Социальные проблемы в современной русской литературе.
21.   Профессия и призвание... Могут ли они совпадать?
22.   Проблемы молодежи в современной литературе.
23.   Поиски счастья в русской литературе. • «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь).
24.   «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П. Некрасов).
25.   «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский).
26.   «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» ( В. Г. Белинский).
27.   «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский).
28.   «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).
29.   «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский».
30.   «Нет счастья в бездействии…» (Ф. М. Достоевский).
31.   «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К. Д. Ушинский).
32.   «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский).
33.   «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).