Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 2 ноября 2014 г.

Выпускное сочинение. Ломает ли война судьбы людей?

Судьба человека… У каждого она своя. Родился, учился, женился, работал на поле, растил детей… И вдруг война! Не важно какая: Гражданская или Великая Отечественная… Она ломает человека, делает его другим, изменяет она и судьбы людей… Об этом пишут наши писатели и поэты, рассуждают историки и публицисты.
 Так, в небольшом по объему рассказе И.Бабеля  «Прищепа» повествуется о воине Красной Армии Прищепе. Ни имени не дает ему автор, ни слова не говорит о его довоенной судьбе, только примечает, что был  Прищепа неутомимым хамом и неторопливым вралем. Можем сделать вывод, что этот парень с Кубани, веселый и озорной, любил приврать, а еще он любил свой отчий дом, мать и отца. Не случись война, и жил бы Прищепа, как тысячи его односельчан, весело и размеренно. Но кровавая бойня поделила надвое бывших односельчан: кто-то подался к красным, а кто-то сражался за белых. 
И.Бабель показывает, как безжалостно мстит этот весельчак землякам, посмевшим разорить его родной дом после трагической гибели родителей. Как бессердечный судья и палач одновременно он выносит свой приговор тем сельчанам, в чьих домах находит вещи из родного дома. Ни жалости, ни сочувствия не ведает сердце человека, опаленного войной: «кровавая печать его подошв» тянулась за ним. Ни стариков, ни старух, ни кошек, ни собак не жалел Прищепа…А как изощренно мстил бывшим соседям: над колодцем подвешивал убитых собак, зная, что после этого не будут хозяева использовать воду…Старинные иконы бросал в сарай, где куры тут же гадили на них. Три дня со страхом станица ждала очередной расправы. А Прищепа пил и плакал… Под конец рассказа герой поджигает родной дом, бросает в него прядь волос и навсегда покидает станицу… Вот она, изломанная судьба человека!
Герой рассказа Б.Екимова «Меня зовут Иваном» - участник другой войны, Великой Отечественной… До того, как Семен ушел на фронт, у него был свой дом, и скворечник на березе, и кролики, и песни, которые он пел чудесно…Были строгий отец и любящая мать. Парень учился хорошо, родители мечтали о том, что Семка получит образование, обзаведется семьей, станет кормильцем…Не стал…  Война переломала все в его судьбе. В самом конце войны Семен Авдеев с трудом выбрался из горящего танка. Еле добрался до своих: ослеп… Эта слепота и стала причиной того, что Степан, не желая быть обузой матери, не поехал домой… Скитался по электричкам, где пел свои  чудные песни… Там и встретит его мать, узнает по голосу, кинется к сыну…А Семен оттолкнет Анну Филипповну, назовется другим именем. Опомнившись, прибежит в тот вагон, да поздно: мать уже будет мертвой. Представляю, что испытал слепой солдат… И кто виновен в этой трагедии? Конечно, война.
Могу сделать вывод, что война всегда ломала и ломает сейчас судьбы людей. (430слов)

Выпускное сочинение. Влияние красоты природы на человека

Человек и природа неразрывны, они не могут существовать отдельно друг без друга. Но способна ли красота природы воздействовать на человека? Каким образом она влияет на него? Эти и другие вопросы волновали и волнуют человечество.

В литературе природа рассматривается как  живая субстанция, умеющая чувствовать, переживать или радоваться вместе с героями, воздействовать на их внутренний мир и состояние. Многие писатели и поэты черпали вдохновение, находясь в лесу или любуясь бушующим морем. Они в своих произведениях отражали влияние природы на человека, доказывали, что она помогает успокоиться, привести  мысли в порядок и обрести душевную гармонию.
Мне очень дорог роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Сколько прекрасных вечеров я провела за прочтением этого произведения. В моей душе роман оставил неизгладимое впечатление: восхищаюсь умением автора показать читателям все секреты человеческой души и то, как природа влияет на нее. Вспомним, как Наташа Ростова, одна из главных героинь романа, не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи в Отрадном. Она так восхищена ночным пейзажем, что не желает даже думать  о сне, более того, она возмущена, как можно спать в такую прелестную ночь?!  Наташа взбирается на подоконник и высовывается в окно, ее окрыляет увиденное, она готова взлететь в небо.  К сожалению, Соня не понимает Наташу, не разделяет ее восхищения. Что же! Не каждому человеку удается разглядеть красоту природы и восхититься ей, зато те, кому это дано,  по-настоящему счастливы.
К счастью, я отношусь к людям, которые видят прекрасное в природе. Бывают дни, когда чудеса окружающего мира настолько завораживают своей красотой, что ты не в силах оторваться от увиденного. Природа способна воздействовать и полностью менять мое  настроение. Даже тогда, когда в душе поселится хандра, стоит только выйти на улицу, увидеть яркое солнце, бегущие по небу облака, услышать звонкое пение птиц, почувствовать сладкие запахи цветущих деревьев и распустившихся цветов, как сразу же мир становится прекрасней.
Могу сделать вывод, что красота природы  значительно влияет на настроение и образ мыслей человека.  Научиться видеть ее красоту в каждом дне, погрузиться в нее хотя бы на мгновение - дорогого стоит.

Примерный алгоритм сочинения. Может ли природа быть источником вдохновения и переживания человека?

                                                                                      Эпиграф
                                                                              Тот, кто видел хоть однажды
                                                                               Этот край и эту гладь,
                                                                               Тот почти берёзке каждой
                                                                               Ножку рад поцеловать.
                                                                                                                С.Есенин

Примерное вступление
Одна из вечных и волнующих тем в русской и мировой литературе - может ли природа быть источником вдохновения и переживаний человека? Роль природы и в прозе, и  в поэзии всегда заключалась в том, чтобы очищать души, потому что перед лицом природы пропадает всё нечистое и скверное, всё мелкое и суетное.                     (50 слов)
Примерное рассуждение
Многие художники слова не только видят, слышат и понимают природу, но и через неё отражают свои чувства, переживания и настроения.      (20 слов)
Аргументация. Примеры из произведений русской литературы.
1 пример
Так, Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны. В 1857 году поэт написал стихотворение «Еще майская ночь…». Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, вызывающей у него целую бурю восторженных эмоций: «Какая ночь! На всём какая нега!»   Нега – вот главная характеристика этой ночи. За её волшебство герой благодарен родному краю: «Благодарю, родной полночный край!» И все дальнейшее развитие сюжета стиха передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. 
Стихотворение особенно замечательно тем, что переполненный восторгом от красоты поэт стремится остановить мгновение и запечатлеть его в слове, в песне, дать ему новую и вечную жизнь, чтобы все могли пережить то, что пережил он. В эти трогательные, святые минуты человек готов любить всю Вселенную  и каждое существо. А.А.Фет переполнен чувством наслаждения красотой ночи, которое передаётся и нам, читателям:
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за трелью соловьиной
Разносится тревога и любовь
    Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцанием  красоты природы, которая является источником вдохновения для  человека.             (202 слова)
  2 пример
Все русские поэты верят в целительную силу и мощь поэзии. Так, Н.М.Рубцов в стихотворении «Звезда полей» называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей».Она с высоты небесной приветливо смотрит на людей, города, деревни и льёт духовный свет на всю жизнь, делая её осмысленной и желанной. И трепетно, и нежно выражает он самые глубокие чувства:
И счастлив я ,пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…          (71 слово)
Примерное заключение
  Своим творчеством А.А. Фет и Н.М.Рубцов учат нас радоваться тому, что создано природой, которая есть источник вдохновения и переживаний для человека.
 (21 слово)
ИТОГО: 364 слова

Направление пятое. Милосердие в современном мире

     10 октября 2014 года.
     7 часов. В окно ярко, не по-осеннему тепло светит солнышко. Так должно и быть: сегодня мой день рождения! Мне исполнилось 17 лет. Какая красивая дата!
      8 часов. Я в школе. Меня ждёт сюрприз: одноклассники приготовили поздравление. Как здорово ощущать себя нужной!
     10 часов. Урок литературы. Готовимся к зимнему экзамену. Тема сочинения звучит философски и совсем не располагает к размышлениям: «Является ли милосердие основой жизни в современном мире?». Мне так хорошо, что ни о каком милосердии я думать не хочу!
     Прошло уже 15 минут урока, а в тетради ни строчки. Вдруг замечаю, даже не замечаю, а чувствую, что у Ленки  что-то случилось… Глаза не просто грустны – они наполнены болью.
     Ждать конца урока нет сил – пишу записку: «Что случилось?». В ответ – «Бабушка умерла». Я знаю Екатерину Ивановну давно. Она никогда ни на что не жаловалась, ничем вроде бы не болела…
    Жду перемены.
    10.45. Прозвенел долгожданный звонок. Я – к Ленке: Екатерина Ивановна спасла девочку, но сама погибла… Пьяный водитель нёсся по дороге…
    11 часов. Начался урок информатики, но я ни о чём не могу думать. Погиб человек с добрым сердцем… В чём же истоки такого всеобъемлющего милосердия?
     Вспоминаю историю доктора Янсена, который, спасая детей, задохнулся в канализационном колодце. Эту историю я прочитала в книге Бориса Васильева «Летят мои кони». В колодец упали два мальчика. «Доктор тут же спустился туда, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчик пришел в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось».  Образ доктора соединился в моем воображении с теми, кто живёт ради других…
Размышляя над милосердием как основой жизни, нельзя не сказать о Данко, отдавшем жизнь ради спасения людей. Он «сжег для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе». Соплеменникам  казалось, что Данко не выведет их из леса, и они «в гневе обрушились» на него. Он вскипел но  чувство любви к миру и людям победило в нём. Данко умирает счастливым, с сознанием выполненного долга, с чистой совестью… И становится символом  безграничной любви к людям…
12.00. Давно прозвенел звонок с урока. А я всё сижу за партой и пытаюсь найти ответ на вопрос: понимали ли доктор Янсен, Екатерина Ивановна, вымышленный герой Данко, что их милосердие граничит с самопожертвованием, с гуманизмом библейского масштаба? Ведь и Иисус Христос жертвовал собой ради людей, именно он стал образцом человеколюбия.
13.00. Я прихожу к простой, но очень важной мысли: совершая добрые поступки, люди не задумываются над этим. Порою просто нет времени подумать, а что же будет дальше… Добрые поступки совершаются по велению души!
22.00.  Поплакала в подушку, вспоминая добрую, приветливую Екатерину Ивановну. Её смерть перевернула мое представление о доброте, милосердии…
22.30. День подошёл к концу. День моего рождения стал источником осознанного понимания, что же такое милосердие и почему оно должно быть основой нашей жизни.
23.00. Засыпая, подумала: «Надо жить так, как жила Екатерина Ивановна, как жил еще один замечательный человек – доктор Ф.П.Гааз, на могиле которого высечены слова: «Спешите делать добро»
(513 слова

Направление четвертое. Одиночество в семье

Два слова – одиночество и уединение… На первый взгляд, данные однокоренные слова похожи друг на друга. Но за ними – разные эмоции, переживаемые людьми. Уединения ищут – от одиночества бегут! Об этом очень тонко сказала Барбара Тиллетт: «Люди создали слово «одиночество», чтобы выразить боль того, кто один, и слово «уединённость», чтобы выразить его величие».
Действительно, страшно быть одиноким, ещё страшнее, когда ты одинок, живя рядом с близкими тебе людьми  или находясь от них далеко и не получая писем, не слыша родного голоса по телефону… К сожалению, одиночество среди родных людей стало нормой современного общества.
Об одинокой женщине, забытой дочерью, и пишет Константин Георгиевич Паустовский. Его рассказ «Телеграмма» - источник размышлений о взаимоотношениях детей и родителей, о причинах одиночества одних и равнодушии других.
Не случайно писатель, как опытный психолог, проникающий в душу человека, сначала даёт описание холодной осени: «рыхлые тучи тащились, цепляясь за облетевшие вётлы», «из туч назойливо сыпался дождь», доцветал одинокий подсолнечник, некуда уйти одинокому клёну «от этой бесприютной, ветреной ночи», и «позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю». Уже потом он знакомит нас с пожилой и беспомощной Катериной Петровной. Её одиночество, печаль, безысходность подчёркивается этим хмурым осенним пейзажем.
Что же произошло в жизни героини, почему она доживает свой век одна? Ничего особенного не случилось. Просто дочь Настя уехала в город, там работает, а о матери вспоминает очень редко.
Читая рассказ, мы не сразу знакомимся с дочерью, но неприязнь к ней у нас возникает сразу, сама по себе. Описывая её, К.Паустовский использует эпитет «холодные глаза», который позволяет понять характер героини, ведь, как говорят в народе, глаза – это зеркало души. Думаю, у Насти и душа такая же холодная, как и глаза. Вдали от матери она не чувствует её страдания, не понимает, что мать ждёт от неё приветливого слова.
Константин Георгиевич как-то незаметно, ненавязчиво подводит нас к мысли о том, что мы в суете повседневных дел должны помнить о главном – о своих близких.
Размышляя над темой одиночества, я вспомнила стихотворение Николая Рубцова «Русский огонёк», в котором звучит призыв:
       За всё добро расплатимся добром,
       За всю любовь расплатимся любовью…
Хочется, чтобы эти слова стали нашим девизом, и тогда не будет ни равнодушных детей, ни одиноких родителей.                                                                          (349 слов)

Направление третье. Значение природы в жизни человека

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весёлого ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного - это как бы первое окошко в мир красоты. Красота - источник нравственного богатства человека», -  произносит В. Сухомлинский мудрые слова.
    Природа наполняет нас солнечной радостью, помогает нам убежать от тоски, даёт нам жизненные силы, мы связаны  с ней родственными узами: человек является частью природы. Она, действительно, является «первым окошком в мир красоты», источником нравственной силы  человека.
     Думаю, каждый из нас помнит стихи Сергея Есенина:
                      Родился я с песнями в травном одеяле.
                     Зори меня вешние в радугу свивали.
      С самого детства поэт воспринимает природу как живое существо, которое наполняет каждого человека  силой, поддерживает его.
      А вот другое стихотворение:
                       Не жалею, не зову, не плачу…
                        Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
                       Увяданьем золота охваченный,
                        Я не буду больше молодым.
       Изумительно красивые строчки сразу же настраивают нас на размышления о том, что жизнь быстротечна, что «всё пройдёт»… Эти же изменения мы наблюдаем и в природе, которая способствует раскрытию душевного мира лирического героя.
      Обратимся к стихотворению  Анны Андреевны Ахматовой:
                       Заплаканная осень, как вдова,
                       В одеждах чёрных, все сердца туманит…
                      Перебирая мужнины слова,
                      Она рыдать не перестанет.
    Природа раскрывает душевный мир героини в движении. Образ природы воспринимается сюжетно самостоятельно, однако ассоциативно он перекликается с образом лирической героини, с её эмоциональным настроением. Одиночество, наполняющее её душу, преодолевается утешением в природе.
       На страницах романа Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» мы встречаем маленькую, порой незаметную птичку - жаворонка. Эта невзрачная птаха олицетворяет мирную, спокойную жизнь. Не случайно мы слышим её пение, когда стихают звуки боя. Используя антитезу «война – мир», писатель подчёркивает красоту трелей жаворонка, её влияние на ожесточённые войной души солдат. Жаворонок - это не только олицетворение мирной жизни, это символ родины, любимого далёкого края, и его пение становится источником воспоминаний.
      После встречи со старым дубом меняется Андрей Болконский. Видя, как преобразился дуб, герой Льва Николаевича Толстого чувствует, как на него «вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему». В этот-то момент Андрей и делает подлинное духовное открытие, принимая важное решение - жизнь его должна идти не для одного него, она должна отражаться на всех…
     Мы – часть природы, поэтому не можем жить в отрыве от неё. Она, являясь источником жизненной силы, питает нас хорошим настроением, возрождает после душевных травм, учит философски переосмысливать жизненные проблемы и преодолевать их… Мы должны помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: пушистый снег, зелёные листочки на деревьях, первый солнечный лучик, разбудивший нас поутру, весенние цветы, «в пурпур и золото одетые леса»… Человек умрёт, если разрушится связь с природой!                                            (477  слов)

Направление второе. Нравственные уроки войны

    2014…. 1945… Две даты, отражённые в историческом зеркале.
     В 1945 году весь мир верил, что с войной покончено навсегда… Наступил 2014 год, и национализм возрождается там, где, казалось бы, ненависть к «коричневой чуме» впитана с молоком матери. Уроки, которые преподала война в 40-е годы XX века, забываются, и эта забывчивость приводит к новым войнам. Надо помнить: если, как говорил Х.Г.Уэллс, «мы не покончим с войной, война покончит с нами». Мы можем не погибнуть, но душа будет изранена…
    Вспомним судьбу Андрея Соколова, героя рассказа Михаила Александровича Шолохова. Во время войны русский солдат испытал все ужасы фашистского плена, потерял семью: в его дом попала  авиационная бомба, жена Ирина и обе дочки погибли (от дома осталась страшная воронка), в последний день войны в Берлине снайпером убит сын Анатолий. Судьба разрушена. Душа Соколова стала каменной, мёртвой. Его глаза наполнены неизбывной тоской, словно присыпаны пеплом. Слава богу, он возрождается, его душа отогревается, и в этом ему помогает мальчик Ванечка, который тоже потерял близких. Два осиротевших человека с судьбой, искалеченной войной, встретились и полюбили друг друга.
     В другом произведении о войне – в повести В.Быкова «Сотников» -  говорится о том, как меняется человек под влиянием сложных обстоятельств: одни становятся героями, другие – предателями. Писатель показывает, как морально ломается физически сильный Рыбак и как крепнет духом ослабленный болезнью и пытками Сотников. Иначе ведёт себя Рыбак: увидев изувеченного Сотникова, он «ужаснулся при мысли, что то же самое могли сделать с ним». Бася, 13-летняя девочка, оказавшаяся в «камере смертников» по вине партизан, оказалась сильнее, мужественнее  Рыбака, не выдала под пытками тех людей, которые прятали её. Противопоставляя своих героев, автор подводит нас к мысли: Рыбак умирает раньше Сотникова, умирает морально, теряя свою душу,  превращаясь в зверя, предающего и убивающего своего товарища ради того, чтобы выжить, а Сотников и маленькая Бася черпают силы в любви к Родине…
      Увы, люди стали забывать, что несёт война человечеству. Пережившие её, к сожалению, покидают нас навсегда, учебники истории часто искажают саму историю, мы, занятые повседневными делами, не задумываемся об уроках, преподанных войной, не обращаем внимания на то, что рядом возрождаются идеи национализма…
     Мы обязаны (!) помнить страшные  уроки войны. Мы должны (!) защитить страну от неофашизма, чтобы не вздрагивала от взрывов земля, чтобы не теряли матери сыновей, чтобы не плакали жены, потерявшие мужей, чтобы не было детей-сирот…          (370 слов)

Направление первое. Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова

М.Ю.Лермонтов – поэт, чьё творчество никого не оставляет равнодушным: каждый читающий его стихи или романы задумается над философскими вопросами о смысле жизни, о счастье, об одиночестве... И поймут, что от одиночества страдают не только герои, но и сам автор.
Среди произведений М.Ю.Лермонтова есть одно, которое относится к моим любимым. Это стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». В нём удивительна поэтика, музыкален строй стиха, глубок смысл, наполненный философским звучанием. Тема одиночества раскрывается через описание величественной природы, мир которой пересекается с миром лирического героя:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Казалось бы, перед нами пейзажная зарисовка. Однако вдумчивый читатель в первых же строчках проводит параллель между природой и жизненным путём одинокого человека. «Сквозь туман… блестит» «кремнистый путь» того, кто один выходит на дорогу. Так с самого начала обозначена основная тема.
В следующих строчках рисуется красота зимней ночи, в природе царит тишина и покой, которого так не хватает лирическому герою:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Лирический герой неспокоен, его душа болит и тоскует, он не может понять, что с ним происходит. И на риторические вопросы «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём?» он не находит ответа. Интересно временное пространство этих строк: лирическому герою сейчас «больно и … трудно», он ждёт, что же будет завтра, и не жалеет о том, что было вчера. Временное пространство сомкнулось – тоска и безнадёжность… Однако в третьей строфе он отвергает печаль и, несмотря на то, что уже не ждёт «от жизни ничего», ищет «свободы и покоя». Лирический герой желает, чтобы «в груди дремали жизни силы», «чтоб дыша вздымалась тихо грудь», чтобы над ним, «вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел». Читая последнюю строчку, представляем зеленеющий дуб, наполняющий героя жизненной силой. И сразу же в памяти возникает могучий старый дуб, помогающий возродиться Андрею Болконскому…
Монолог-исповедь героя наполнен восклицательными и вопросительными предложениями, умолчаниями, многократным повторением местоимения «я», что позволяет поэту глубоко и полно раскрыть тему одиночества. Начало и концовка стихотворения похожи.  М.Ю.Лермонтов не случайно даёт описание чудесной природы: дисгармонию в душе одинокого человека может победить красота окружающего мира. Именно там, в мире природы, и находит покой лирический герой.
Данная тема, приобретая глубоко личный характер, не может не трогать души читателей. Она является основной в творчестве Лермонтова, потому что одиночество лирического героя – это чувства самого автора, которые он испытывает с раннего детства.                                                                                                    (396 слов)

Выпускное сочинение "Какова она, дорога женщины на войне?

Когда в жизнь мужчины врывается ужасное, «кровяное, как закат слово война» -это страшно. Неизмеримо страшнее, когда война врывается в жизнь женщины, испокон веку воспеваемой писателями, художниками, музыкантами как гения чистой красоты, как символ любви, материнства, домашнего уюта и благополучия. Что же происходит с ней, Прекрасной Дамой, доброй, милой, нуждающейся в защите сильного и надёжного друга, на страшных дорогах войны, обрушившейся на нашу землю более семидесяти лет назад. Об этом нам рассказывают произведения современных писателей и поэтов. 
 Два пути, две дороги-судьбы были у женщин в годы священной войны. Первая – остаться в тылу, нести на своих плечах тяжёлую мужскую работу. Так, в романе Федора Абрамова «Братья и сестры» рассказывается о трудной доле женщин села Пекашино. 
1942 год. В  деревне только старики, женщины и дети. Мужчины воюют…А работы не убавилось. Каждая из героинь Абрамова понимала, что необходимо кормить  армию и сохранить  детей. Жестокой войне противостояла сила женской, материнской любви и ее немыслимый самоотверженный труд. Примером для всех баб была председатель колхоза Анфиса Петровна Минина. Глядя на нее, другие женщины черпали силы и мужество. А где иначе их было взять, силы?  Днем сеяли на колхозном поле, а по вечерам работали на своих участках. Почти не спали… Но понимали женщины, что их мужьям на фронте еще тяжелее. 
В публицистическом очерке Геннадия Бочарова «Под Прохоровкой на Курской дуге» меня буквально потряс эпизод, рассказывающий, как бабы и мальчишки пахали «танковое поле», когда грохочущий вал боёв ушёл на запад. Впереди трактора  шли женщины. Они постоянно склонялись к земле и укладывали на расстеленные дырявые одеяла, на  обожжённые мешки и плащ-палатки и уносили разложившиеся трупы с пути трактора, тем самым очищая землю-матушку, готовя её к основной работе – родить хлеб. Трудно, страшно, тошнотворно было женщинам, но кому-то же надо  было это делать!  
Вспоминаются строчки из стихотворения Юлии Друниной:
                                 Эта смирная баба двужильна, как Русь,
                                 Знаю, вынесет всё, за неё не  боюсь.
                                   Надо – вспашет полмира,
                                   Надо – выдюжит бой. 
Выдюжить бой, не сдаться врагу – вторая доля женщины в годину военных испытаний. О  моих соотечественницах на трудных дорогах войны: связистках, лётчицах, дорожных регулировщицах, медицинских сестричках ярко рассказывают в своих произведениях такие писатели, как Константин Симонов, Василь Быков, Виктор Астафьев и другие. Меня же взволновали необычные судьбы героинь повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор», Тани Овсянниковой ( К. Симонов «Солдатами не рождаются»), Нельки Зыковой и Фаины Ивановой (В. Астафьев «Прокляты и убиты»). О них, совершающих своё подвижничество, не жалеющих жизни, ради Победы, можно сказать словами поэтессы Ю. Друниной: 
                           Я не привыкла, чтоб меня жалели,
                           Я тем гордилась, что среди огня
                           Мужчины в окровавленных шинелях
                            На помощь звали девушку – меня.
Таким образом, суровой были военные и тыловые дороги, но советские женщины шли по ним, не согнув головы, демонстрируя силу, мужество, несгибаемую волю.