Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 3 мая 2014 г.

Темы сочинений для учеников 10а класса

Темы сочинений на экзамене по литературе  (г.Москва)

В целях обеспечения проведения промежуточной аттестации обучающихся 10 классов в форме сочинения-рассуждения, выражающего личностную позицию ученика по общественно-значимым вопросам, Департамент образования города Москвы публикует следующие темы:



1. Книга, без которой я был бы совсем другим.

2. Жизнь – это череда выборов.

3. Для чего людям знать о тех, кто давно уже умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)?

4. Значимое и незначительное. «Главное в физике – умение пренебрегать!» (Л.Д. Ландау).

5. Зачем планировать? Как планы влияют на нашу жизнь.


6. «Перемены – это постоянная величина» (А. Дидон)

Пожелания ученикам 10а класса


Русский язык в таблицах. 11 класс. ЕГЭ. В8

В8

Аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы

Анафора (единоначатие) – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Антитеза (противопоставление) – это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия
Черный вечер, белый снег. Ветер. Ветер.
Антонимы  – слова, противоположные по значению Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления
Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень.
Вводные слова - это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает отношение к тому, о чем он сообщает. Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова
Представьте себе, открывается дверь и вбегает Маша.
Вопросно-ответная форма изложения (гипофора)– форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними
Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Дани один институт общества в одиночку  с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача для всех.
Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление
В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках…
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Диалектизмы – местные слова, распространенные в ограниченной области
Яр – круча, баз – двор.
Жаргонизмы – (арго) использование ненормативного  условного языка
Хаза – притон, бабки – деньги.
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
Ирония – скрытая насмешка
Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью…
Контекстные антонимы- слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте
Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
Контекстные синонимы - слова, которые в языке не близки  значению и являются синонимами только в исходном тексте
Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний.
Лексика с точки зрения употребления
общеупотребительная
Ограниченная в употреблении

Диалектизмы
Курень
Кочет
гутарить
Жаргонизмы
Предки
Общага
потрясно
Профессионализмы
Кегль
Пленэр
аська
Просторечная лексика
Просадить
Ихний
сбрендить
Лексика с точки зрения стилистической окраски
Нейтральная
Институт
Общество
дом
Книжная
Дерзновенный
Созидательность
сподвижник
Разговорная
Домик
Жадина
вкуснятина

Литота – художественное преуменьшение

Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре)
Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями
Я три тарелки съел.
Многосоюзие (полисиндетон) – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют…
Неологизмы – новые (новообразованные ) слова языка
Компьютер, принтер, космонавт.
Неполные предложения – предложения, в которых опущен какой-либо член (главный или второстепенный) Он легко восстанавливается из предыдущей речи, подсказывается обстановкой разговора.
В молодых сосенках более пахнет нежной смолой зеленой иглы, в старых соснах – зрелой терпкой смолой древесины.
Однородные члены предложения – синтаксическое средство выразительности, позволяющее подчеркнуть различные качества, увидеть динамику действия, понять, услышать что-либо.
 Татьяна верила преданьям простонародной старины: и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
Окказионализмы  (ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ)
Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других?
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение
Живой труп.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать
Осторожно ветер из калитки вышел.
Омонимы - слова разные по значению, но совпадающие по звучанию.
Мир (вселенная), мир (тишина)
Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты.
Я поэт. Я не связан. Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Лермонтов )
Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма.

Лексический повтор (повторение слов)
Морфемный повтор (повторение окончаний, суффиксов, приставок, корней)
Экспрессивный повтор (эмоциональное обращение, носящее условно обобщенный характер)
А как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель!..
Да, непоправимая, но не бессмысленная.     Да, « невольник чести», но ведь чести…
А вы, надменные потомки…Вы, жадною толпой стоящие у трона… таитесь вы под сению закона.
Профессионализмы – слова, имеющие ограниченное распространение в какой-либо профессии
Файл. Директория, сидиром, скачать.
Развернутая метафора – это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом.
Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохнувшим ртом к святому роднику добра.
Риторический вопрос- выражение утверждения в вопросительной форме
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Риторическое восклицание - выражение утверждения в восклицательной форме
Какая магия, доброта, свет в слове «учитель»!
Риторическое обращение -  фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому,  о чём говорится.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Ах! Уймись ты, буря!
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними
Все спит – и человек, и зверь, и птица.
Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (это позволяет точнее выразить мысль, избегая повторов)
Выхожу я один на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит…
Синтаксический параллелизм –это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого
Глаза, как небо, голубые.   Посмотрит – рублем одарит.
Река, как зеркало.
Термин- слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке, технике, искусстве.

Умолчание – это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал.
Устаревшие слова (Архаизмы) – вышедшие из употребления слова
Ланиты – щеки.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.
Тянуть лямку, повесить нос, впасть в детство, яблоко раздора, ариаднина нить
Цитирование – использование чужих слов, вставленных в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения.
А.И. Герцен писал, что  «поэзия Гоголя – это крик ужаса и стыда».
Эллипсис – это пропуск отдельных слов для придания          фразе дополнительного динамизма
Мы сёла – в пепел! Града – в прах! В мечи – серпы и плуги!
Эмоционально-оценочные слова – слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям
Лузгать (прост.)  Вонять (груб.)  Водрузить (высок.)
Эпитет - художественное определение
Тучка золотая; утёс-великан; стоит одиноко; в  пустыне чахлой и скупой .
Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков
Струится нетихнувший дождь, томительный дождь.

Русский язык в таблицах. 11 класс. ЕГЭ. Сложное предложение

Сложное предложение
Союзные
бессоюзное
Сложносочиненное
Сложноподчиненное

Части относительно автономны и связаны сочинительными союзами
Части зависят одна от другой и связаны подчинительными союзами и союзными словами
Части относительно автономны и связаны по смыслу и интонационно, на письме связь отражена при помощи знаков препинания.
Сочинительные союзы

Соединительные: и, да,
 ни- ни, и- и,  не только – но и, как- так и, тоже, также.

Противительные: а, но, да (но), зато, однако

Разделительные: или, либо, то- то, не то - не то, или- или, либо- либо.
Подчинительные союзы
служебная часть речи:
что, чтобы, если, когда, потому что, ибо, так как, пока, едва, как только, будто, словно, хотя, несмот­ря на то что, как, в то время как, пу­скай и др.соединяя части сложноподчи­нённого предложения, не являются членами предложения;
легко опустить, трансформируя предложение в бессоюзное сложное:
можно заменить синонимичным союзом;
безударны:
Это не могло не укреплять убеж­дения, что жизнь — одно, а литера­тура — другое.
Союзные слова
относительные местоимения и местоименные наречия, выполняю­щие функцию союзов, играют роль скреп частей сложноподчинённого предложения:
который, кто, что, где, когда, как и др.
соединяя части сложноподчи­нённого предложения, являются членами предложения;
опустить нельзя, так как союзное слово является членом предложения;
можно заменить синонимичным союзным словом;
—падает логическое ударение:
Грачи, что кружили в сером тем­неющем небе, казались чёрными точ­ками .
запятая
1. Одновременность событий  (и)
2. Последовательность событий   ( и)
точка
 с запятой
1.Одновременность и
последовательность событий
при условии осложненности
простых предложений   (и)
тире
1.Противительные  (а, но)
Семь раз примерь – один раз проверь.
2.Временные (когда)
Солнце взошло – начинается день.
3. Условные (если)
Закуковала кукушка – сей ячмень.
4. Сравнительные (как, будто, словно) Молвит слово- соловей поет.
5. Быстрая смена событий.
Сыр выпал –
 с ним была плутовка такова.
6. Вывод, следствие
(следовательно, значит)
Выпала роса – день будет жаркий.
двоеточие
1. Причинные (потому что, так как) Печален я: со мною друга нет.
2 Пояснительные (а именно, как-то)
Страшная мысль мелькнула в уме моем:
 я вообразил её в руках разбойников.
3. Дополнительные (и вижу, как, что)
Снял часы, глядит: машина, точно
мельница, в пыли.
Виды сложноподчиненных предложений
Вид придаточного предложения
Вопросы
К чему относятся
Союзы, союзные слова
Примечание
Определительные
какой? каков?
К слову
в  главной части
который, куда, где,     что, кто, когда
Чаще всего стоят после сущест. и местоимений, которые поясняют
Изъяснительные
на падежные вопросы
к слову
в  главной части
что, как, будто, чтобы, кто, частица ЛИ  в роли союза;      союзные слова
Поясняют слова со значением мысли, чувства, речи
Обстоятельственные
виды




Образа действия и степени
как? в какой степени? каким образом?
к слову
в  главной части
как, что, чтобы, будто, словно, точно, как будто

Места
где? куда? откуда?
ко всей главной части
где, куда, откуда    

Времени
когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
ко всей главной части
когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как

Причины
почему? отчего?
ко всей главной части
потому что, оттого что, так как, ибо .

Условия
при каком условии
ко всей главной части
Если, раз, когда, если…то

Сравнения
как что? Чем что? подобно чему?
ко всей главной части
Словно, будто, точно, как, чем

Цели
зачем? с какой целью?
ко всей главной части
чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

Следствия
что из этого следует?
ко всей главной части
так что

Уступки
вопреки чему? несмотря на что?
ко всей главной части
хотя, хоть, несмотря на то что, пускай, пусть, сколько ни, как ни, вопреки

Виды подчинения

Последовательное
параллельное
однородное

подчинение
Первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные – последовательно друг другу    (цепочка)
Придаточные части относятся к разным словам главной части, занимают разные позиции.
Придаточные относятся к одному слову
или ко всей главной части.

вопросы
Вопросы задаются от одного предложения к другому последовательно
Разные вопросы задаются от главного предложения к придаточным.
Отвечают на один и тот же вопрос.

примеры
Это была книга, о которой я мечтал, когда был совсем ребенком.
Я поверил, что он исправится, хотя сомнения в искренности его слов были у многих.
Когда погасли вспышки молнии, мы увидели, как полыхает огромный дуб на берегу реки.
Пока укладывали вещи в коляску, Трофим попросил, чтобы ему позволили попрощаться с барыней.
Мы живем, пока работаем, пока творим, пока радуемся жизни.
Разведчики знали, что путь будет долгим,
что будут потери и что от них зависит
судьба  целого отряда

Особенности


Правила постановки знаков препинания в сложном предложении
с однородными придаточными такие же, как в простом
с однородными членами!
Но иногда второй союз в однородном придаточном может
отсутство­вать:
Когда солнце село_ и_ из лощины потянуло влажным холодом,
мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами.
В этом предложении нет второго союза когда, он опущен,
однако к обоим придаточным предложениям можно задать одинаковый вопрос:
Мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами,
(когда?) когда солнце село_ и_  когда из лощины потянуло
 влажным холодом.

Иногда в предложении встречаются комбинации различных видов подчинения:
Когда живёшь счастливо, не задумываешься о том, что где-то ря­дом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда  счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих.
Это сложноподчинённое предложение с параллельным, однородным и последовательным подчинением:.
Алгоритм выполнения задания
1.Найти сложное предложение. (как правило, оно большое по объему)
2. Выделить в нем главное предложение и задать вопросы к придаточным. Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение.
Если это разные вопросы от главного, то параллельное  Если вопросы задаются от каждого  предыдущего к последующему – последовательное.

Знаки препинания в бессоюзном  сложном предложении

двоеточие
Печален я: со мною друга нет.


---------------------------------------------------------------------
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников.

---------------------------------------------------------------------
Снял часы, глядит: машина, точно мельница, в пыли.
Причина
Потому что
Так как

Пояснительные
А именно
Как-то

Дополнительные
Я вижу, как
что
тире
Семь раз примерь – один раз проверь.
---------------------------------------------------------------------
Солнце взошло – начинается день.
---------------------------------------------------------------------
Закуковала кукушка – сей ячмень.
---------------------------------------------------------------------
Молвит слово- соловей поет.
---------------------------------------------------------------------
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
---------------------------------------------------------------------
Выпала роса – день будет жаркий.
Противительные
А,  но
Временные
Когда
Условные
Если
Сравнительные
Как,  будто
Быстрая смена событий
Вывод, следствие
Следовательно, значит




Связь предложений в тексте

·          слова-заместители - местоимения (девушка - она), наречия (в лесу - там), синонимы (быстро, стремительно), метафо­ры, различные оценочные обозначения (храбрец - бога­тырь), родовидовые слова (деревья - берёзы), имя собст­венное - имя нарицательное (Соболевский - офицер);
·          отношения и связи, существующие между словами и за­фиксированные словарями и грамматиками (здания - окна, перекрытuя, двери, квартиры);
·          лексические повторы;
·          соответствие видовременных глагольных форм;
·          предлоги;
·          анафора (единоначатие) и эпифора: вдали слышится страшный шум; вдали грохотали пушки; вдали медленно двигали армейские колонны;
·          парaллелизм: ... Что знаешь в детстве - знаешь на всю жuзнь... чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь. 
·          противопоставление;
·          вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы?);
·          союзы;
·          порядок слов в предложениях (прямой, обратный);
·          последовательность в изложении мыслей (встал; умылся, позавтракал);
·          слова - организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;
·          вводныe слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.

·          Внимание! Предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последующим, а и с несколькими, стоящими  в некотором отдалении.