Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 29 апреля 2014 г.

Русский язык в таблицах. 11 класс. ЕГЭ. Синтаксические нормы

Синтаксические нормы
1  Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении.
1.
Вид ошибки
Пример

Подлежащее занимает место, не соответствующее закрепленному общепринятому порядку.
О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор.
2.
Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет
Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором.
3.
Определение находится  в отрыве от определяемого слова.
Величественное  и красивое его поразило здание театра, расположенного справа.
4.
Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
5.
Ошибочное местоположение предлога.
Через часа два спор закончился (часа через два…).
6.
Ошибочное местоположение составного союза.
Так как вчера и сегодня эта проблема остается важной.
7.
Ошибочное местоположение частицы бы
Он хотел полетать бы в космос или бы стать путешественником.
2         Ошибки в построении предложений с однородными членами.

Вид ошибки
Пример
1.
Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах
Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым.
2
Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого.
Поступок этот был жестоким и необъясним сточки зрения свидетелей.
3
Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых.
Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей.
4
Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного.
Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом.
5
Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного.
Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли.
6
Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении.
Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона.
7
Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.
В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы!
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами.

Вид ошибки
Пример
1.
Смешение действительных и страдательных причастий.
Этот рассказ о человеке, возвращенном после войны в родной город. Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи.
2.
Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного.
Из книг и фильмов мы узнаем о тех ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий.
3.
Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова.
Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы.
4.
Нагромождение причастных конструкций.
Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решеткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми.
4  Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

Вид ошибки
Пример
1.
Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам.
Прочитав очерк, его герои стали для меня примером.
2.
Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.
Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново.
3.
Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного.
Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры.
4.
Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд.
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке.
5.
Нагромождение деепричастных конструкций.
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения.
5  Ошибки  в  построении сложносочинённых предложений

Вид ошибки
Пример
1.
Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного
Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко.
2.
Употребление противительного союза вместо соединительного.
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним.
3.
Тавтология (повторение) при употреблении союзов.
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема.
6  Ошибки в построении сложноподчиненных предложений
1.
Вид ошибки
Пример
2.
Одновременное употребление сочинительных и подчинительных союзов.
Когда тяжелый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
3.
Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черемуха.
4.
Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
5.
Отсутствие в главном предложении указательного слова.
Мы благодарны им, что живем под мирным небом.
6.
Пропуск части составного союза.
Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил.
7.
Неоправданное повторение союза или союзного слова(тавтология).
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны.
8.
Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.
Когда их сын очень изменился, родители страдают.
9.
Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.
Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой.
10.
Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.
Автор показал разных людей. Которые каждый по-своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира.







Синтаксическая синонимия   
 Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом НЕВОЗМОЖНА:
1. Сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени или условного наклонения : Среди предложений не было ни одного, которое заинтересовало бы меня.
2. Союзное слово который стоит в творительном или дательном падежах : В последней главе, которой заканчивается книга, развязка сюжета так и не наступила.
3. В главном предложении имеется указательное слово то (та, ту, те и т. п.): Я принес тебе ту книгу, которую ты просил.
Средства связи  

Самые распространенные средства связи предложений
Примеры
Личные местоимения
Мировой океан в любой момент может «вы­дохнуть» в атмосферу вдвое больше углерода, чем человек за все время индустриального раз­вития За последние двадцать тысяч лет oн дважды «выдыхал» массу углекислоты.
Указательные местоимения
Фактически все мы живём на пороховой бочке под названием «мировой океан». К такому вы­воду пришли учёные под руководством специа­листов из Университета Колорадо в Болдере.
Притяжательные местоимения
Эти специалисты давно занимались изучением тайн океана. Их исследования привлекают внимание учёных всего мира.
ЭЛЛИПСИС (пропуск слов или словосочетаний, которые легко восстанавливаются из контекста)
Исследователи доказали отдельным скепти­кам, что в конце ледникового периода в атмо­сферу Земли поступило 600 млн. тонн углерода в виде  углекислого газа. А всему миру — теорию о том, что Мировой океан  дышит». (В этом случае эллипсис указывает на слово дока­зали, которое можно при желании восстановить).
Вводные слова
Во-первых, наглядным доказательством этой гипотезы служит ежегодное увеличение угле­рода в атмосфере именно над Мировым океа­ном. Во-вторых, нашёл подтверждение тезис о том, что вода — живая субстанция...
Союзы
Учёных поразил этот факт. Читатели тоже впервые задумались над поразительной способ­ностью воды «дышать», подобно человеку.
Синонимы ( в том числе контекстные)
Учёные пытались выяснить, откуда в атмо­сфере Земли в конце последнего ледникового периода появилось столько углекислоты. Ис­следователи рассмотрели несколько вариан­тов различных гипотез.
Антонимы ( в том числе контекстные)
Известно, что кислород дарит жизнь, а угле­кислота — смерть.
Наречия времени
Учёные решили провести несколько экспери­ментов. Сначала поместили воду в сосуд, по­том подогрели её.
Однокоренные слова
При кипении вода выделяет пар. Водяные ка­пельки оседают на стенках сосуда.
Частицы (чаще всего именно, только, лишь)
«Дыхание» Мирового океана может стать губительным для человечества. Именно эта проблема требует исследования и решения.
Повторы:
лексические,
грамматические,
синтаксические
Кто из нас не любовался восходом солнца, лет­ним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечер­него неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? Найдем лексический повтор. Это, конечно, слово кто. Грамматический повтор можно увидеть и в отрицании (частица не), и в повторе прошедшего времени глагола единст­венного числа несовершенного времени (любовался, восторгался, замирал). Все три предложения — вопросительные, и это син­таксический повтор.
Смысловые отношения между предложениями
Примеры рассуждений

(1)Веками бушующая стихия пугала человека (почему?) (2)Молнии, бьющие с неба, несущие смерть и пожары, казались стрелами богов (что из этого сле-
довало?).
(3)Их боялись, заклинали, пытались обуздать. (4)Много было сделано различных изобретений. (5) Но вопреки всем последним достижениям
науки количество жертв молний в последнее столетие неуклонно растёт.
Между первым и вторым предложениями причинные отношения: стихия пугача, потому что несла смерть; между вторым, третьим и четвёртым — следственные: чтобы не погибнуть, молнии следовало обуздать, поэтому «.много было сделано различных изобретений»; это выводы, следствия из предыдущих предложений. А вот между пятым и четвёртым предложениями — уступительные отношения: число «жертв молний в последнее столетие неуклонно растет» (вопреки чему? несмотря на что?), хотя «много было сдечано различных изобретений».             

Комментариев нет:

Отправить комментарий