Синтаксические нормы
1 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в
простом предложении.
1.
|
Вид
ошибки
|
Пример
|
|
Подлежащее
занимает место, не соответствующее закрепленному общепринятому порядку.
|
О
проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор.
|
2.
|
Дополнение
находится в отрыве от слова, которое им управляет
|
Мы
не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором.
|
3.
|
Определение
находится в отрыве от определяемого
слова.
|
Величественное и красивое его поразило здание театра,
расположенного справа.
|
4.
|
Обстоятельство
занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.
|
В
Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
|
5.
|
Ошибочное
местоположение предлога.
|
Через
часа два спор закончился (часа через два…).
|
6.
|
Ошибочное
местоположение составного союза.
|
Так
как вчера и сегодня эта проблема остается важной.
|
7.
|
Ошибочное
местоположение частицы бы
|
Он
хотел полетать бы в космос или бы стать путешественником.
|
2
Ошибки в построении предложений с однородными членами.
|
Вид
ошибки
|
Пример
|
1.
|
Однородные
именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах
|
Этот
человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым.
|
2
|
Сочетание
полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого.
|
Поступок
этот был жестоким и необъясним сточки зрения свидетелей.
|
3
|
Сочетание
различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых.
|
Статья
вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей.
|
4
|
Употребление
при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного.
|
Защитники
Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом.
|
5
|
Установление
отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного.
|
Все
с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли.
|
6
|
Наличие
нескольких рядов однородных членов в одном предложении.
|
Мужчины,
женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились,
плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона.
|
7
|
Смешение
родовидовых понятий в ряду однородных членов.
|
В
красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты,
ананасы!
|
3 Ошибки
в построении предложений с причастными оборотами.
|
Вид
ошибки
|
Пример
|
1.
|
Смешение
действительных и страдательных причастий.
|
Этот
рассказ о человеке, возвращенном после войны в родной город. Возвратившиеся
экспонаты выставлены в музеи.
|
2.
|
Употребление
причастного оборота вместо придаточного определительного.
|
Из
книг и фильмов мы узнаем о тех ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и
сталинских репрессий.
|
3.
|
Причастный
оборот находится в отрыве от определяемого слова.
|
Эти
люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы.
|
4.
|
Нагромождение
причастных конструкций.
|
Лица,
ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решеткой, ограждающей газон,
являются штрафуемыми.
|
4 Ошибка в построении предложений с
деепричастными оборотами
|
Вид
ошибки
|
Пример
|
1.
|
Основное
и добавочное действия относятся к разным действующим лицам.
|
Прочитав
очерк, его герои стали для меня примером.
|
2.
|
Деепричастный
оборот употребляется при безличном предложении.
|
Закончив
приготовления, ему пришлось проверить всё заново.
|
3.
|
Деепричастие
несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше
основного.
|
Проявляя
хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры.
|
4.
|
Соединение
глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд.
|
Он,
оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке.
|
5.
|
Нагромождение
деепричастных конструкций.
|
Став
взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность
своего прежнего поведения.
|
5 Ошибки
в построении сложносочинённых
предложений
|
Вид
ошибки
|
Пример
|
1.
|
Смысловая
несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного
|
Мы
поднялись на вершину горы, а внизу было жарко.
|
2.
|
Употребление
противительного союза вместо соединительного.
|
Автор
выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю
согласиться или не согласиться с ним.
|
3.
|
Тавтология
(повторение) при употреблении союзов.
|
Родители
и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в
этом состоит главная проблема.
|
6 Ошибки в построении сложноподчиненных
предложений
1.
|
Вид
ошибки
|
Пример
|
2.
|
Одновременное
употребление сочинительных и подчинительных союзов.
|
Когда
тяжелый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
|
3.
|
Неоправданное
соседство двух подчинительных союзов.
|
Они
мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черемуха.
|
4.
|
Употребление
лишнего указательного слова в главном предложении.
|
Она
говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
|
5.
|
Отсутствие
в главном предложении указательного слова.
|
Мы
благодарны им, что живем под мирным небом.
|
6.
|
Пропуск
части составного союза.
|
Он
опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил.
|
7.
|
Неоправданное
повторение союза или союзного слова(тавтология).
|
Он
увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время
войны.
|
8.
|
Употребление
разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.
|
Когда
их сын очень изменился, родители страдают.
|
9.
|
Соединение
в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.
|
Галилей
показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься
наукой.
|
10.
|
Придаточное
предложение оформляется как самостоятельное.
|
Автор
показал разных людей. Которые каждый по-своему проявляли красоту и богатство
внутреннего мира.
|
Синтаксическая синонимия
Замена придаточной части сложноподчиненного
предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом НЕВОЗМОЖНА:
1.
Сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени
или условного наклонения : Среди
предложений не было ни одного, которое заинтересовало
бы меня.
2.
Союзное слово который стоит в
творительном или дательном падежах : В
последней главе, которой заканчивается
книга, развязка сюжета так и не наступила.
3.
В главном предложении имеется указательное слово то (та, ту, те и т. п.): Я
принес тебе ту книгу, которую ты
просил.
Средства
связи
Самые
распространенные средства связи предложений
|
Примеры
|
Личные
местоимения
|
Мировой
океан в любой момент может «выдохнуть» в атмосферу вдвое больше углерода,
чем человек за все время индустриального развития За последние двадцать
тысяч лет oн дважды «выдыхал» массу углекислоты.
|
Указательные
местоимения
|
Фактически
все мы живём на пороховой бочке под названием «мировой океан». К такому выводу пришли учёные под
руководством специалистов из Университета Колорадо в Болдере.
|
Притяжательные
местоимения
|
Эти
специалисты давно занимались изучением тайн океана. Их исследования привлекают
внимание учёных всего мира.
|
ЭЛЛИПСИС
(пропуск
слов
или
словосочетаний,
которые
легко
восстанавливаются
из
контекста)
|
Исследователи доказали отдельным скептикам, что в
конце ледникового периода в атмосферу Земли поступило 600 млн. тонн углерода
в виде углекислого газа. А всему миру
— теорию о том, что Мировой океан дышит».
(В этом случае эллипсис указывает на слово доказали, которое можно при желании восстановить).
|
Вводные
слова
|
Во-первых,
наглядным
доказательством этой гипотезы служит ежегодное увеличение углерода в
атмосфере именно над Мировым океаном. Во-вторых, нашёл подтверждение тезис о том, что вода — живая
субстанция...
|
Союзы
|
Учёных
поразил этот факт. Читатели тоже впервые задумались над поразительной способностью
воды «дышать», подобно человеку.
|
Синонимы
( в
том
числе
контекстные)
|
Учёные пытались выяснить, откуда в атмосфере Земли в конце
последнего ледникового периода появилось столько углекислоты. Исследователи рассмотрели несколько вариантов
различных гипотез.
|
Антонимы
( в
том
числе
контекстные)
|
Известно,
что кислород
дарит жизнь, а углекислота — смерть.
|
Наречия
времени
|
Учёные
решили провести несколько экспериментов. Сначала поместили воду в сосуд, потом подогрели её.
|
Однокоренные
слова
|
При
кипении вода
выделяет
пар. Водяные
капельки
оседают на стенках сосуда.
|
Частицы
(чаще
всего
именно,
только,
лишь)
|
«Дыхание»
Мирового океана может стать губительным для человечества. Именно эта проблема требует
исследования и решения.
|
Повторы:
лексические,
грамматические,
синтаксические
|
Кто из
нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем?
Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в
восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? Найдем лексический повтор. Это, конечно, слово кто. Грамматический повтор можно увидеть и в отрицании (частица не), и в повторе прошедшего
времени глагола единственного числа несовершенного времени (любовался, восторгался,
замирал). Все
три предложения — вопросительные, и это синтаксический
повтор.
|
Смысловые
отношения
между
предложениями
|
Примеры
рассуждений
|
|
(1)Веками
бушующая стихия пугала человека (почему?) (2)Молнии, бьющие с неба, несущие смерть и пожары,
казались стрелами богов (что из этого сле-
довало?). (3)Их боялись, заклинали, пытались обуздать. (4)Много было сделано различных изобретений. (5) Но вопреки всем последним достижениям науки количество жертв молний в последнее столетие неуклонно растёт. Между первым и вторым предложениями причинные отношения: стихия пугача, потому что несла смерть; между вторым, третьим и четвёртым — следственные: чтобы не погибнуть, молнии следовало обуздать, поэтому «.много было сделано различных изобретений»; это выводы, следствия из предыдущих предложений. А вот между пятым и четвёртым предложениями — уступительные отношения: число «жертв молний в последнее столетие неуклонно растет» (вопреки чему? несмотря на что?), хотя «много было сдечано различных изобретений». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий