В8
Аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или
явления через конкретные предметы и образы
|
|
||||||||||
Анафора (единоначатие) – повторение отдельных слов или
оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
|
Клянусь
я первым днем творенья,
Клянусь
его последним днем,
Клянусь
позором преступленья
И
вечной правды торжеством.
|
||||||||||
Антитеза (противопоставление) – это оборот, в котором для усиления выразительности
речи резко противопоставляются противоположные понятия
|
Черный
вечер, белый снег. Ветер. Ветер.
|
||||||||||
Антонимы – слова,
противоположные по значению Они помогают лучше передать, изобразить
противоречия, противопоставить явления
|
Они
сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень.
|
||||||||||
Вводные слова - это слова или сочетания слов, при помощи которых
говорящий выражает отношение к тому, о чем он сообщает. Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные
слова
|
Представьте
себе, открывается дверь и вбегает Маша.
|
||||||||||
Вопросно-ответная форма изложения (гипофора)–
форма речи, при которой автор как бы
делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных
вопросов, заставляет задуматься над ними
|
Ну
а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств?
Дани один институт общества в одиночку
с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача для всех.
|
||||||||||
Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы
усилить впечатление
|
В
шар земной упираясь ногами,
Солнца
шар я держу на руках…
|
||||||||||
Градация – своеобразная группировка определений либо по
нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости
|
Не
жалею, не зову, не плачу,
Все
пройдет, как с белых яблонь дым.
|
||||||||||
Диалектизмы – местные слова, распространенные в ограниченной
области
|
Яр
– круча, баз – двор.
|
||||||||||
Жаргонизмы – (арго) использование ненормативного условного языка
|
Хаза
– притон, бабки – деньги.
|
||||||||||
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка
частей фразы
|
Белеет
парус одинокий в тумане моря голубом.
|
||||||||||
Ирония – скрытая насмешка
|
Забил
снаряд я в пушку туго
И
думал: угощу я друга!
Постой-ка,
брат, мусью…
|
||||||||||
Контекстные антонимы- слова, которые в языке не противопоставлены по
значению и являются антонимами только в исходном тексте
|
Комплекс
неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до
небес.
|
||||||||||
Контекстные синонимы - слова, которые в языке не близки значению и являются синонимами только в
исходном тексте
|
Была,
правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не
вызывающая никаких воспоминаний.
|
||||||||||
Лексика с точки зрения употребления
|
|||||||||||
Лексика с точки зрения стилистической окраски
|
|||||||||||
Литота – художественное преуменьшение
|
Мальчик
с пальчик, мужичок с ноготок
|
||||||||||
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в
переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов
или явлений.
|
Деревья
в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре)
|
||||||||||
Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в
переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами
или явлениями
|
Я
три тарелки съел.
|
||||||||||
Многосоюзие (полисиндетон) – увеличение числа союзов между
словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее
|
И
волны теснятся, и мчатся назад,
И
снова приходят, и о берег бьют…
|
||||||||||
Неологизмы – новые (новообразованные ) слова языка
|
Компьютер,
принтер, космонавт.
|
||||||||||
Неполные предложения – предложения, в которых опущен какой-либо член
(главный или второстепенный) Он легко восстанавливается из предыдущей речи,
подсказывается обстановкой разговора.
|
В
молодых сосенках более пахнет нежной смолой зеленой иглы, в старых соснах –
зрелой терпкой смолой древесины.
|
||||||||||
Однородные члены предложения –
синтаксическое средство выразительности, позволяющее подчеркнуть различные качества, увидеть динамику действия,
понять, услышать что-либо.
|
Татьяна верила преданьям простонародной
старины: и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
|
||||||||||
Окказионализмы (ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ)
|
Как
бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других?
|
||||||||||
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, в
результате которого возникает новое смысловое значение
|
Живой
труп.
|
||||||||||
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором
они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и
чувствовать
|
Осторожно
ветер из калитки вышел.
|
||||||||||
Омонимы - слова разные по значению, но совпадающие по звучанию.
|
Мир
(вселенная), мир (тишина)
|
||||||||||
Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты.
|
Я
поэт. Я не связан. Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери,
которая называется Россия.
|
||||||||||
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или
явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные
черты
|
Автор
«Героя нашего времени» (вместо М.Лермонтов )
|
||||||||||
Повтор используется для усиления высказывания, придания речи
динамичности, определенного ритма.
Лексический повтор (повторение слов)
Морфемный повтор (повторение окончаний, суффиксов, приставок, корней)
Экспрессивный повтор (эмоциональное обращение, носящее условно обобщенный
характер)
|
А
как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель!..
Да,
непоправимая, но не бессмысленная.
Да, « невольник чести», но ведь чести…
А
вы, надменные потомки…Вы, жадною толпой стоящие у трона… таитесь вы под сению
закона.
|
||||||||||
Профессионализмы – слова, имеющие ограниченное распространение в
какой-либо профессии
|
Файл.
Директория, сидиром, скачать.
|
||||||||||
Развернутая метафора – это метафора, последовательно осуществляемая на
протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом.
|
Она
очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот
клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени,
покаяться, припасть иссохнувшим ртом к святому роднику добра.
|
||||||||||
Риторический вопрос- выражение утверждения в вопросительной форме
|
Что
ищет он в стране далекой?
Что
кинул он в краю родном?
|
||||||||||
Риторическое восклицание - выражение утверждения в восклицательной форме
|
Какая
магия, доброта, свет в слове «учитель»!
|
||||||||||
Риторическое обращение - фигура речи,
в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чём говорится.
|
Мой
друг, отчизне посвятим
Души
прекрасные порывы!
Ах!
Уймись ты, буря!
|
||||||||||
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении
значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения
между ними
|
Все
спит – и человек, и зверь, и птица.
|
||||||||||
Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу
(это позволяет точнее выразить мысль, избегая повторов)
|
Выхожу
я один на дорогу;
Сквозь
туман кремнистый путь блестит…
|
||||||||||
Синтаксический параллелизм –это одинаковое синтаксическое построение соседних
предложений или отрезков речи
|
Молодым
везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
|
||||||||||
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью
пояснить один из них при помощи другого
|
Глаза,
как небо, голубые. Посмотрит – рублем
одарит.
Река,
как зеркало.
|
||||||||||
Термин- слово или сочетание слов, обозначающее понятие,
применяемое в науке, технике, искусстве.
|
|
||||||||||
Умолчание – это оборот речи, заключающийся в том, что автор
сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому
догадываться о невысказанном
|
Нет,
я хотел… быть может, вы… я думал.
|
||||||||||
Устаревшие слова (Архаизмы) – вышедшие из употребления слова
|
Ланиты
– щеки.
|
||||||||||
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, лексическое значение имеет
весь фразеологизм в целом.
|
Тянуть
лямку, повесить нос, впасть в детство, яблоко раздора, ариаднина нить
|
||||||||||
Цитирование – использование чужих слов, вставленных в текст
чьего-нибудь сочинения или устного сообщения.
|
А.И.
Герцен писал, что «поэзия Гоголя – это
крик ужаса и стыда».
|
||||||||||
Эллипсис – это пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма
|
Мы
сёла – в пепел! Града – в прах! В мечи – серпы и плуги!
|
||||||||||
Эмоционально-оценочные слова – слова, выражающие отношение к предметам, признакам,
действиям
|
Лузгать
(прост.) Вонять (груб.) Водрузить (высок.)
|
||||||||||
Эпитет - художественное определение
|
Тучка
золотая; утёс-великан; стоит одиноко; в
пустыне чахлой и скупой .
|
||||||||||
Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных
отрывков
|
Струится
нетихнувший дождь, томительный дождь.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий