Комментарий
1.«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей
М.Ю. Лермонтова)
Темы сочинений, сформулированные на материале
творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества
М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике
художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
2. Вопросы,
заданные человечеству войной
Темы данного направления ориентируют обучающихся на
размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о
нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и
мировой литературы).
3.Человек и природа в отечественной и мировой
литературе
Темы, сформулированные на основе указанной
проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими,
социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
4. Спор поколений: вместе и врозь
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о
семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между
поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на
произведения отечественной и мировой литературы).
5. Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о
ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных,
философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой
литературы).
Критерии
оценивания сочинения:
Что касается объёма итогового сочинения, глава
Минобрнауки Дмитрий Ливанов внёс предложение в этом году не ограничивать его
жесткими рамками, а установить ориентировочный минимум слов в письменной
работе, необходимый для положительного оценивания работы вкупе с другими
критериями, — говорится в сообщении пресс-службы министерства. Для обоснования
своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на
произведения русской и мировой литературы.
Во время экзамена, возможно, разрешат пользоваться
литературой.
Рекомендуемое максимальное количество слов в
сочинении 400.
Если в сочинении менее 200 слов, то такая работа
считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
1.
Глубина раскрытия темы (содержательный критерий)
Обучающийся раскрывает тему сочинения и /или
отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с
формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту литературного
произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного
литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры
оправдано логикой и содержанием сочинения
2 балла
Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностно и
/или отвечает на поставленный вопрос, и/или аргументирует свои тезисы в
соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного
произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту
литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой
и содержанием сочинения
1 балл
Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт
ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или
фактам истории, культуры отсутствует
0 баллов
2.
Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры
Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к
тексту в своих суждениях (интерпретирует, цитирует, комментирует,
пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или
обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует,
комментирует их). Фактические ошибки и неточности отсутствуют
2 балла
Обучающийся показывает недостаточное знание текста
и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и
интерпретацию пересказом и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании
текста или фонового материала
1 балл
Обучающийся показывает незнание текста, неумение его
анализировать и интерпретировать и/или допускает более 3 фактических ошибок
0 баллов
3.
Культурологическая и/или филологическая компетентность
Обучающийся применяет термины и понятия
литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента
интерпретации и анализа
1 балл
Обучающийся не применяет термины и понятия
литературоведения, культурологии, искусствоведения
0 баллов
4.
Композиционная цельность и логичность изложения
Сочинение характеризуется композиционной цельностью,
его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений
последовательности и необоснованных повторов
2 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью,
его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть
нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или в сочинении
прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи
между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается
1 балл
В сочинении не прослеживается композиционного
замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания,
существенно затрудняющие понимание смысла сочинения
0 баллов
5.
Следование нормам речи
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых
ошибок 2 балла
Допущены 3 – 4 речевые ошибки 1 балл
Допущено 5 и более речевых ошибок 0 баллов
Максимальный балл 9 баллов.
Учитель вправе поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления,
творческий, нестандартный подход,
оригинальность стиля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий