Методические рекомендации к написанию
выпускного сочинения по литературе (11
класс)
При
написании сочинения по литературе следует помнить:
-
oб объеме сочинения: 4-5 страниц;
суммарный объем введения
и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
-
почерк должен быть разборчивым;
-
соблюдать поля;
-
писать желательно синей или фиолетовой пастой;
- на выбор темы тратить не более
15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом
исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;
- выбрав тему, конспективно
записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
-
на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
- удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед
глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;
- сокращать в черновике фамилии, названия
произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений
Онегин» и т.д.);
- нумеровать страницы черновика;
-
строго придерживаться избранной темы;
- сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
-
не сбиваться на пересказ текста;
- не увлекаться длинными цитатами
и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения (это при условии, что
цитата будет вами заучена);
- если не приходит в голову нужный
эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
-
если не помнишь автора критической работы или ее названия, можно
сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу
писал...»:
«критика
встретила произведение восторженно...» и т.п.);
-
то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из
положения,
-
указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней
лирике...»),
заменив
забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя»
и т.п.;
- главное - умение проникнуть в суть
произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая
различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о
чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («Пo моему
мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ
«маленького человека...»).Это не выражение собственного мнения, а лишь его
беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;
-
удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить
разные варианты ответов;
-
привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким
образом
обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
- рассчитать время, оставив его
для редактирования, проверки и переписывания сочинения на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на
абзацы.
Обычно не знаешь, как начать и как
закончить сочинение. В зависимости от темы можно рекомендовать следующие
варианты введения:
- историческое краткая характеристика эпохи,
анализ ее политических, социальных, экономических условий
- общая характеристика произведения,
если тема предполагает анализ одного или нескольких образов
-о месте произведения в контексте эпохи, в
контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения,
идейном замысле.
Введение должно по замыслу соответствовать
вступлению.
Всегда нужно помнить, что сочинение является
творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои
размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.
Рекомендации взяты на портале ПРОШКОЛУ
Комментариев нет:
Отправить комментарий