Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 26 марта 2014 г.

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
Формирование нравственной культуры подростков в пространстве литературной гостиной
Журнал «Средняя школа (внеклассная деятельность по предметам гуманитарного цикла)»
Губина Светлана Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ № 2 г. Первоуральска
Сегодняшнее общество (социум) оказывает огромное влияние на подростка.
      Современный мир полон информации: СМИ, Интернет, телевидение. Подросток ежедневно видит по телевизору кинофильмы и мультфильмы, ролики и репортажи, которые полны насилия, агрессии, убийств, кровавых сцен, сексуальной беспорядочности. В связи с этим формируется целый ряд проблем современных подростков. Сознание подростка сегодня является хрупкой средой и находится в поиске значимого взрослого и себя самого, поэтому он легко может ошибочно сделать вывод о неверных шаблонах правильности в поведении, манерах, действиях. Без помощи близких взрослых, педагогов этот аспект развития подростка может быть чудовищно изуродован. Речь идет о разрушении системы нравственных ценностей.
     Подросток ищет понимание и общение, потенциальную возможность к самовыражению и самоутверждению. Но он оказывается никому не нужным, одиноким! А отсюда ранний секс, наркомания, алкоголизм, агрессия, компьютерная зависимость, преступность в среде подростков.
Проведенные мной совместно с группой обучающихся 9-х классов исследования в рамках элективного курса «Культура учения» по теме «Основные проблемы, волнующие старшеклассников школы» выявили следующие результаты:
70% подростков волнуют взаимоотношения с родителями, 65% девятиклассников  озабочены своим будущим, 58% старшеклассников волнуют личные проблемы (проблемы первой любви).
 Среди различных форм работы с подростками по формированию нравственных ценностей в их жизни, начиная от включенных в учебный план школы элективных и факультативных курсов, тематических классных часов до организации досуга подростков во внеурочное время: посещение театра, экскурсии в музеи, поездки в разные города, организация туристических походов по местным достопримечательностям – я использую  литературную гостиную. Делаю это вполне сознательно, понимая, что как учитель – филолог должна максимально использовать возможности своих предметов: русского языка и литературы - для воспитания    учащихся.
Вечер, проведенный в литературной гостиной, – прекрасная возможность продолжить разговор, начатый на уроке, поделиться мыслями и впечатлениями о личности и творчестве писателя, поэта, поговорить о любви.
 Во-вторых, проводя литературную гостиную, можно задействовать весь класс, привлекая детей к разным видам деятельности во время проведения мероприятия.
В-третьих, каждый участник может выбрать для себя то, что ему наиболее близко, нужно, интересно.
Литературная гостиная как идея заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.
Оценивается с помощью рефлексии уч-ся, учителей, гостей; наблюдений, участия детей в конкурсах.
Основывается на совместной разработке мероприятия учителем и учащимися, личности организаторов гостиной, на материально – технической базе: ТСО, костюмы, реквизиты.
«Все начинается с любви…» - такова тема литературной гостиной, которую я  вместе со своими 9-классниками представляла педагогическому сообществу на городском семинаре в прошлом учебном году.
         Чем вызвано обращение к этой теме? Вполне объяснимо. Возраст 9-классников – это возраст зарождения влюбленности, любовных отношений, которые ребята часто скрывают. Эти отношения вызывают иногда насмешку и иронию у взрослых, ребята остаются один на один со своими проблемами. Поэтому очень важно демонстрировать учащимся светлые, красивые грани любовных отношений и учить гордиться ими. И чем раньше, тем лучше, это бесспорно. Говорить о любви как величайшей ценности просто необходимо, используя возможности своего предмета. Тем более что проведение гостиной подготовлено всеми предшествующими уроками литературы в 9-м классе. Это изучение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»,  повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Евгения Онегина» Пушкина, «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова.
  При разработке и проведении литературной гостиной осуществлялось воздействие одновременно на чувства, душу и разум воспитанников. А это стало возможным благодаря применению целого ряда педагогических технологий: технологии развивающего обучения, личностно – ориентированных, информационно – коммуникационных технологий, системно – деятельностного подхода.
Так, применяя методику выразительного чтения стихотворений известных поэтов, добиваюсь глубокого проникновения в мир чувств автора выступающими и их слушателями. В начале гостиной звучит стихотворение Р.Рождественского:
…Все начинается с любви:                      Весна шепнет тебе: «Живи»
Мечта и страх, вино и порох.                           И ты от шепота качнешься.
Трагедия, тоска и подвиг –                     И выпрямишься, и начнешься,
Все начинается с любви…                       Все начинается с любви.
Стихотворения о любви А.Блока, Б.Пастернака, В.Высоцкого, Б.Заходера, Н.Асеева, Ю.Друниной, В.Кочеткова, исполненные наизусть 9-классниками, никого из присутствующих не могут оставить равнодушными.
Идет своеобразный «живой диалог», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, писатель, художник (видеоряд), и ученик. Здесь возможен разговор «на равных», а значит, и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика.
         Поэтому необходима предварительная подготовка к этому мероприятию: не только заучивание наизусть произведений известных поэтов, но и сочинение собственных стихотворений на тему любви. Понятно, что только поэтически одаренным детям это под силу:
Печаль во мне застыла безнадежно,
Но знаю я, что можешь ТЫ спасти.
Душе моей, быть может, хватит силы,
Печаль из сердца вырвать для ЛЮБВИ…  (К.Оводов, 9а класс)
И пусть эти стихи далеко не совершенны, главное – это собственное понимание ребенком этого чувства, собственное видение первого опыта любви. Убеждена, что тот ребенок, который пишет стихи, более тонко чувствует, может понять переживания другого человека. Стихи помогают личностному раскрепощению и раскрытию творческого потенциала. Стихи - это зеркало, отражающее мир через призму личного восприятия человека.
Комплексное воздействие искусств (литературы, музыки, живописи) обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения  о любви учащимися.
Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию.  Вместе они создают целостное самостоятельное художественное произведение, результат которого намного выше.      Работа ученика над ролью требует внимательного чтения слова писателя, необходимости жить атмосферой этого произведения, а это и создает возможность личностного восприятия художественного произведения (личностно – ориентированные технологии).
Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности детей, для углубления их отношения к тексту и к создаваемому на его основе сценическому варианту, в нем осуществляется сочетание творческого воображения и фантазии.
 Принципиально важно, чтобы подросток, работающий над инсценировкой эпического произведения или его эпизода, умел:
- выделить основную сюжетную линию произведения, определить ее завязку, кульминацию и развязку;
- уяснить движущую силу действия – конфликт;
 - определить главные и второстепенные лица, осознать их взаимоотношения, представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера;
- уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;
- осознать главную мысль произведения и отношение автора к изображенным им событиям и лицам.
Инсценировка завершающего повествование фрагмента трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта», чтение письма Татьяны к Онегину – подтверждение подлинной красоты любви – любви не всегда разделенной, но возвышающей и облагораживающей. 9-классники, исполняющие роли Ромео и Джульетты, как бы «проживают» жизнь своих героев, приходят к пониманию их истинной, сильной, всепобеждающей любви, их способности к самопожертвованию. Можно, конечно, предложить детям посмотреть фрагмент фильма, но, согласитесь, сила воздействия на умы, чувства и души учеников будет гораздо слабее, нежели сцена, сыгранная самими детьми (деятельностный подход).
         Письмо Татьяны к Онегину учат наизусть все 9-классницы (это одно из долгосрочных домашних заданий), и только одна из них выступает на литературной гостиной, та, у которой лучше всех получается выразительно прочитать это письмо.
Речь идет о тех моментах гостиной, которые призваны максимально воздействовать на подростков, будущих мужей и жен, которые составят ячейку общества – семью, основанную на любви, уважении, верности друг другу.
         Почему срабатывает? Почему литературная гостиная не оставляет равнодушными детей?  На уроках русского языка мы работаем в системе над высказываниями поэтов, писателей, философов о любви.
В качестве домашнего задания дети пишут сочинения «История любви моих родителей», записывают легенды любви своего рода и семьи. Поскольку самый убедительный пример – это жизнь, эти истории любви звучат во время литературной гостиной, тем самым осуществляется духовная связь и нравственная преемственность жизненного опыта поколений:
«…Его с ней познакомили друзья. В тот чудесный зимний вечер над городом кружился легкий пушистый снег, слегка поблескивая в разноцветных огнях уличных витрин.
Это было что-то вроде вечеринки по окончании семестра. Из всех красивых девушек ОН выбрал именно ЕЕ. Наверное, из-за того, что ОНА была прекраснее других, казалась легким и невесомым ангелом и из-за того необычного блеска в черных, как ночь, глазах, который словно притягивал и манил…
В этот вечер на небе зажглась новая яркая звезда…
А через год после их встречи была красивая свадьба, пронизанная счастьем и любовью. И сейчас счастье полнокровно живет в этой семье, где уже есть две дочери, названные именами великих цариц…»
         При подготовке гостиной применяю метод интервьюирования: чтобы послушать мнение о любви  учителей школы, которые не смогут присутствовать на вечере, стихотворения в их исполнении,  заранее делается видеозапись с их выступлениями. Так учитель истории Валентина Лаврентьевна Икрина дает библейское понимание любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде и сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» В конце литературной гостиной дети с большим интересом смотрят эту запись и клип учителя математики Елены Васильевны Пупыревой – подарок ученикам.
          «Литературная гостиная, проведенная 13 февраля в честь Дня Влюбленных, стала лично для меня Событием. В школе проводится мало праздников, где бы могли проявить себя школьники. Литературный вечер явился ярким пятном среди серых будней, школьной жизни.
         Гостиная помогла раскрыть творческие таланты учеников нашего класса, их поэтические и актерские способности. Кроме того, было интересно участвовать в самом процессе подготовки к этому событию.


         Очень приятно было услышать слова поздравления от наших учителей. Когда они говорили о любви, у них невольно появлялась улыбка на лице, в этот момент они были похожи на детей. А замечательный клип, составленный Еленой Васильевной, просто заставил плакать практически всех девчонок…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий